При поддержке Администрации
Томской области
+7 (3822) 901-000
О формах поддержки томских экспортеров в условиях пандемии.


О формах поддержки томских экспортеров в условиях пандемии.

В обсуждении вопроса, прошедшем на площадке Фонда развития бизнеса, приняли участие руководитель Центра поддержки экспорта Александр Беляев и директор ООО «МПС-Сервис» (торговая марка Diora) Наталия Герасимова.

– Нашу сегодняшнюю тему мы выбрали отнюдь не случайно. Как известно, в настоящее время экспорт является одним из тех локомотивов, которые могут помочь компаниям «вытянуть» обороты, открыть новые рынки и найти новых партнеров. И государством на эти цели – в том числе и на региональном уровне – заложены достаточно серьезные средства.

Разумеется, пандемия внесла значительные коррективы во внешнеэкономическую деятельность. Однако должен отметить, что движение грузов не было приостановлено – они по-прежнему пересекают границы, хотя (в силу несколько усложнившихся сопутствующих процедур) теперь это занимает большее количество времени.

При этом наши ключевые партнеры из приграничных стран совместно с российскими таможенными органами, министерствами, Роспотребнадзором и прочими структурами стараются гармонизировать процедуру прохождения границ. Да, водители автотранспорта должны проходить определенные процедуры, для железнодорожного транспорта действуют свои правила – но, тем не менее, поставлять продукцию на внешние рынки можно. Как все это отразилось на работе вашей компании?

Наталия Герасимова

– Пандемия – в период с начала марта и примерно до наступления лета – достаточно сильно притормозила наш бизнес: люди ушли на самоизоляцию, многие предприятия приостановили работу, даже крупные нефтяные корпорации перешли, скажем так, на домашний режим. Разумеется, производились небольшие отгрузки, заключались какие-то соглашения, но, тем не менее, этот период сильно отразился на объемах поставок. В начале лета рынок ожил, замороженные на время стройки и проекты начали возвращаться в работу, к нам начали активно обращаться и закупать продукцию.

Александр Беляев

– Мы, в свою очередь, очень рассчитывали на ряд осенних мероприятий. К примеру, были планы по участию в нескольких выставках на территории Казахстана, однако республику «закрыли» на карантин во второй раз – соответственно, были отменены все крупные мероприятия. Между тем, для Томской области Казахстан – наряду с Узбекистаном, Киргизией и Китаем – остается ведущим торговым партнером. Кроме того, это рынок, который постоянно прирастает по объемам несырьевых поставок, и мы очень надеемся восстановление благоприятной ситуации. В итоге по рекомендации Российского экспортного центра некоторые мероприятия были переведены нами в онлайн-формат. И вы, насколько я знаю, были участниками нескольких подобных онлайн-сессий – к примеру, с Монголией и Киргизией. Как бы вы могли оценить подобный формат?

Наталия Герасимова

– На самом деле, личных встреч такие переговоры не заменят – непосредственное общение дает совсем другой результат (в особенности, когда речь идет о восточных странах). Но в целом эти мероприятия нас неплохо поддержали: контрагенты были весьма заинтересованы в общении, что, к сожалению, случается не всегда. Не могу сказать, что мы начнем поставки уже завтра, но переговоры по линии приобретенных контактов уже идут. То есть мероприятие было полезным, и мы хотели бы продолжения.

Александр Беляев

– В настоящее время Центр поддержки экспорта работает, используя средства национального проекта по развитию предпринимательства, а также наработанные связи с профессиональными организациями в ключевых с точки зрения внешней торговли странах. Эти организации – весьма авторитетные внутри своих стран – занимаются подбором потенциальных контрагентов. То есть не приглашают первых попавшихся, а ведут довольно тщательный отбор. Ну и превращают холодные, говоря языком маркетологов, контакты в теплые, а затем передают их томским предпринимателям.

Сегодня проходят онлайн-переговоры томских производителей с Японией, всего же в планах значится не один десяток таких мероприятий. В частности, мы присматриваемся к развивающимся рынкам, которые выходят из состояния «удаленки» – это Индонезия, Вьетнам, Мьянма, Филиппины, будем пробовать Иран, несмотря на весьма сложную ситуацию вокруг этой страны. Есть заявки по странам Африки, их подали нефтесервисные компании и IT-бизнес. Ряд уникальных томских компаний подал заявки на организацию контактов с рынками европейских стран – речь идет о Норвегии, Австрии и Франции. Томскую экопродукцию и детские игрушки будем пробовать вывести на рынок США. Пока что вся эта работа проводится в усеченном режиме, но даже в таких условиях мы пытаемся найти для томских компаний действительно заинтересованных партнеров. Причем для субъектов малого и среднего бизнеса такие услуги являются абсолютно бесплатными.

Наталия Герасимова

– Исходя из собственного опыта, могу сказать, что самыми эффективными в этом отношении являются выставки – просто потому, что этот формат подразумевает большой поток компаний. Причем речь идет о выставках в развивающихся странах, бизнес которых действительно заинтересован в покупке качественных товаров. Есть и обратные примеры, когда поток состоит из тех, кого заставили – им все это не интересно, а потому они попросту тратят время, свое и ваше. Но в тех случаях, когда выставка является полноценной, отклик с рынка идет большой.

Александр Беляев

– Российский экспортный центр, который мы представляем в Томской области, предоставляет бизнесу колоссальные средства и возможности – речь, правда, идет не только о сегменте малых и средних предприятий. К примеру, 1 сентября заканчивается прием документов на очередной конкурс по выделению транспортных субсидий – крупным компаниям компенсируют до 50% тарифа по перевозке продукции, малым до 80%. И томский бизнес пользуется этой формой поддержки.

Одним из наиболее значимых барьеров при выходе на экспорт является вопрос сертификации товаров. РЭЦ предоставляет бизнесу компенсацию затрат на сертификацию омологации (изменение характеристик товара с целью соответствия требованиям страны-потребителя – ред.), то есть осуществляет поддержку уже на этапе подготовки к выходу на зарубежные рынки. В итоге малый и средний бизнес может получить до 80% от стоимости этой процедуры.

Кроме того, РЭЦ очень активно продвигает финансовые продукты – страхование экспортных сделок, льготные кредиты, кредитование партнеров и так далее. К сожалению, томские компании пока не столь активно пользуются этими услугами, поэтому я призываю предпринимателей обращаться к нам за консультациями по соответствующим вопросам. С другой стороны, у них всегда есть возможность самостоятельно зайти на сайт РЭЦ, заполнить анкету, и начать пользоваться услугами центра – изучать бесплатные аналитические материалы, заказывать маркетинговые исследования, подавать заявки на компенсации и получать их.

Порядка пятнадцати томских компаний уже воспользовались различными формами поддержки РЭЦ – начиная с компенсаций за участие в профильных выставках, заканчивая получением больших субсидий на транспортировку продукции. Понятно, что те же транспортные субсидии больше подходят экспортерам крупногабаритной продукции, но ими вполне могут пользоваться и другие предприниматели. Кроме того, существует и такая форма поддержки как компенсация оформления интеллектуальной собственности.

Если же говорить о более привычных форматах, то мы, конечно же, планировали приглашать в Томск делегации зарубежных стран. К сожалению, в этом году к нам никто не приезжал, и уже вряд ли приедет. Помогают ли вашей компании визиты иностранных делегаций?

Наталия Герасимова

– Это дает хороший результат в том случае, когда в их составе есть по-настоящему мотивированные люди. Личное присутствие на предприятии позволяет им оценить масштаб и уровень производства, здесь они могут протестировать только что созданный продукт, ознакомиться с производством, пообщаться с сотрудниками завода и так далее. В делегациях, которые приезжали к нам в последнее время, реальный интерес проявляли единицы – с другой стороны, речь шла о разнопрофильных миссиях, посещающих самые различные предприятия.

В том, что касается направлений, нам, конечно же, хотелось бы запустить полноценную работу с Филиппинами – мы были на местной выставке, там уже имеется наша продукция, есть контакты с бизнесом этой страны. Кроме того, очень многое сделано для выхода на рынок Индонезии.

Говоря о мерах поддержки экспорта, я бы отметила страхование сделок – на мой взгляд, это весьма интересная вещь. В свое время мы искали нечто подобное, потому что при выходе на новые рынки очень часто возникает вопрос отсрочки платежа, а это – по вполне понятным причинам – очень большой риск. И банки с такими рисками не работают.

Александр Беляев

– Резюмируя, хотелось бы еще раз перечислить то, чем мы можем помочь нашим экспортерам прямо сейчас. Во-первых, это поиск партнеров в формате онлайн-мероприятий. Во-вторых, это перевод документов и презентационных материалов, а также подготовка коммерческих предложений на языке потенциальных партнеров. В третьих, это поддержка по линии РЭЦ – субсидирование части затрат на сертификацию и транспортировку, предоставление финансовых продуктов, помощь в поиске контрагентов и опять же профильные онлайн-миссии. Ну а в следующем году мы надеемся возобновить участие в зарубежных выставках и прием иностранных делегаций.

Фото: личные аккаунты спикеров в Фейсбуке и Вконтакте