При поддержке Администрации
Томской области
+7 (3822) 901-000

В 2012 году в областном конкурсе "Лидеры Томского предпринимательства" в номинации «Успешный старт» победителем стал резидент студенческого бизнес-инкубатора «Дружба» - ООО «Монета» (проект «Монетный аттракцион»). Основатели - два выпускника томских университетов Игорь Ковалев и Дмитрий Стародубцев. Через некоторое время компании их группы DI Goup (ООО"Лига спорта", ООО "Новая химия" ...) - уже участники мероприятий ЦПЭ, использующие возможности для встреч и переговоров с компаниями из СНГ, Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии, Европы. А в конце 2023 года российский Forbes публикует материал о международном стартапе с томскими корнями

"Дома из чернил: как россияне привлекли более $150 млн на печать зданий на 3D-принтере" 

Источник Forbes Russia

Российские предприниматели, Дмитрий Стародубцев и Вячеслав Солоницын, запустили стартап Mighty Buildings по созданию домов на 3D-принтере в 2017 году. А уже в 2018-м прошли престижный акселератор Y Combinator в Кремниевой долине и получила первые инвестиции — $10 млн.

На сегодня проект суммарно привлек $150 млн от международных инвесторов, включая фонд при национальной нефтяной компании Саудовской Аравии. Как партнерам это удалось?
Сооснователь стартапа Mighty Buildings Вячеслав Солоницын выходит на связь с корреспондентом Forbes из Катара. В ближневосточной стране компании предстоят встречи с потенциальными партнерами. Mighty Buildings собирается печатать там малоэтажные дома на 3D-принтере и недавно привлек под это $52 млн инвестиций. Лид-инвестором стал венчурный фонд Waed Ventures при национальной нефтяной компании Саудовской Аравии Saudi Aramco. С учетом этого раунда Mighty Buildings получил более $150 млн — внушительную для проекта с российскими корнями сумму.

Фигуры из воздуха

Венчурный инвестор Солоницын создал стартап в 2017 году вместе с партнером из Томска Дмитрием Стародубцевым (выпускник ТГУ - примечания ЦПЭ). Физик-технолог по образованию, Стародубцев уже имел предпринимательский опыт. В 2010 году он основал в родном городе компанию DI Group. Она брала за основу идеи существующих на рынке устройств, дорабатывала их инженерную составляющую и продавала. Первым проектом DI Group был автомат для чеканки сувенирных монет — такой аттракцион Стародубцев увидел в Восточной Европе и решил собрать аналог самостоятельно. Впоследствии у DI Group его покупали городские парки, музеи и другие общественные места. Со временем в ассортименте компании появились устройства для хранения и выдачи банковских карт, вендинговые автоматы, фотобудки и др. 

В 3D-печать Стародубцева занесло случайно. В 2014 году он обратил внимание на успех краудфандинговой кампании первой в мире 3D-ручки 3Doodler, позволяющей рисовать объемные фигуры в воздухе. Ее авторы собрали на платформе Kickstarter более $2 млн. Но у ручки был ряд недостатков: она нагревалась из-за высокой температуры плавления пластиковых чернил и создавала неприятный запах, говорит Стародубцев. Он решил сделать аналог, используя фотополимерные чернила, которые команда DI Group разработала и продавала для настольных 3D-принтеров. Фотополимеры используются, например, в стоматологической сфере для пломбирования зубов. Чернила на их основе не перегреваются, к тому же такая ручка, в отличие от конкурентной, могла работать от аккумулятора, перечисляет предприниматель. 

На этапе тестирования гипотезы Стародубцев участвовал в конкурсах стартапов. Так о проекте узнал бывший инвестиционный директор фонда «Сколково» Вячеслав Солоницын. С 2011 года он жил в Сингапуре, где вместе с партнерами создал инкубатор и венчурный фонд Ruvento Ventures. Узнав об идее Стародубцева, он пригласил его приехать в азиатский город-государство и познакомиться.

Продукт, который получил название CreoPop, решили запускать на глобальном рынке. Компанию по совету  Солоницына открыли в Сингапуре. С помощью краудфандинговой платформы Indiegogo собрали $213 000. В 2015 году проект также привлек $500 000 на запуск производства от американского акселератора 500 Global, Ruvento Ventures и частных инвесторов. По словам Стародубцева, в дальнейшем ручки попали на полки крупных американских сетей BestBuy, Walmart, Target и маркетплейса Amazon.

CreoPop продал по всему миру более 50 000 экземпляров. Но в результате не справился с конкуренцией. «Мы целились в премиальный рынок, вдохновлялись Apple и хотели сделать самый лучший дизайн, качество и безопасность, — вспоминает Стародубцев. — Оказалось, что рынку нужны дешевые китайские ручки за $20, а не дорогие за $100». Основатели смогли продать компанию азиатскому ретейлеру. Стародубцев отказался раскрывать название покупателя и детали сделки.

Ferrari на рынке 3D-печати  

Инвестор и предприниматель сдружились и решили сделать совместный бизнес. «Мы друг друга прекрасно  дополняли: он [Солоницын] — в области фандрайзинга, я — в области продукта и технологии», — рассказывает Стародубцев. Партнеры захотели найти новое применение технологии 3D-печати с использованием фотополимерного материала и обратили внимание на сферу строительства в США. Там есть большой спрос на жилье, при этом — дефицит квалифицированной рабочей силы, объясняют они. По данным Ассоциации строителей и подрядчиков США, в 2022 году в стране не хватало 650 000 строителей, это число растет с каждым годом. 

На рынке на тот момент уже были компании, которые печатали дома на 3D-принтере. Одной из самых известных Стародубцев называет ApisCor, которую основал уроженец Иркутска Никита Чен-Юн-Тай. Свой первый дом компания напечатала в России в начале 2017 года. Но ApisCor и другие компании в этой сфере в основном использовали для печати чернила на основе бетона. Их главный минус — во времени затвердевания и усадки. Стародубцев и Солоницын решили применять для строительства материал на основе тех же полимеров, что использовались в 3D-ручках и твердели почти мгновенно. «До нас фотополимеры применялись в медицине, электронике — в основном там, где небольшие размеры изделий, но в масштабах строительных конструкций материал никто не применял из-за кучи сложностей», — утверждает Стародубцев.   

 Осенью 2017-го партнеры зарегистрировали компанию Mighty Buildings в штате Делавэр. В том же году они прошли отбор в американский стартап-акселератор Y Combinator (YC). По словам Солоницына, попасть в престижный инкубатор помогла и его репутация как основателя Ruvento. К тому моменту в управлении сингапурского венчурного фонда было более $10 млн, проинвестированных в том числе в выпускников YC. 

На собеседовании в акселератор основателей спросили, что они смогут продемонстрировать на демо-дне через четыре месяца. У команды на тот момент был только настольный 3D-принтер, оставшийся со времен CreoPop. «Мы пошли на риск, пообещали, что сделаем крупный принтер и напечатаем на демо-дне что-то крутое. Дальше оставалось только убедить команду, что это возможно», — смеясь, вспоминает Стародубцев. 

Основатели арендовали гаражный цех в калифорнийском Редвуд-Сити (сейчас производство находится в Монтерее). Задумку удалось реализовать силами инженерной команды DI Group. Также к команде присоединились специалист по робототехнике Алексей Дубов, который позже стал операционным директором компании, и директор по развитию Сэм Рубен. Оба получили миноритарные доли.

Mighty Buildings с нуля создала свой портальный принтер — устройство, напоминающее арку с печатающей головкой, в которую подаются чернила. Их прототип команда тоже сумела создать за время акселерации. Основой стали реактопласты (фотополимерный материал, который твердеет под воздействием ультрафиолета) и минеральные наполнители. Точный состав основатели держат в тайне. «Это наше ноу-хау. Мы можем печатать шестиметровые детали из полимерных материалов без усадки. Для тех, кто понимает, что такое полимеры, задача выглядит почти нерешаемой», — гордится Стародубцев. Партнеры вложили в проект около $2 млн личных сбережений. 

На демо-день в марте 2018-го Mighty Buildings привезла 40-футовый контейнер, в который был встроен 3D-принтер. «Мы в реальном времени печатали разные объекты, например скамейку, на которой посетители мероприятия могли попрыгать, чтобы показать прочность материала», — вспоминает Стародубцев. Итогом для компании стал посевной раунд на $10 млн. Основным инвестором выступил американский фонд Khosla Ventures (инвестировал в Stripe, DoorDash, Instacart и др). Mighty Buildings привлек фонд тем, что его технология может положительно повлиять на устойчивость окружающей среды к воздействию человека, прокомментировал его операционный партнер и директор по маркетингу Шерназ Давер. В сделке также поучаствовал YC и еще несколько инвесторов. 

Продолжение -  Forbes Russia