При поддержке Администрации
Томской области
+7 (3822) 901-000
Автор исследования профессор кафедры мировой политики Факультета исторических и политических наук ТГУ, ведущий научный сотрудник Лабратории социально-антропологических исследований ТГУ Евгений ФлорентьевичТроицкий 

Основные тезисы публикации: 
 
В 2022 – первой половине 2023 гг. укрепление влияния в Центральной Азии стало одной из ключевых внешнеполитических задач Тегерана. Это обусловлено следующими факторами:

  • Опасениями ослабления позиций России в Центральной Азии в связи с сосредоточением российских ресурсов на украинском направлении.
  • Усилением влияния Турции в Центральной Азии. Иран опасается «турецкого окружения» с севера в связи с фактическим переходом Азербайджана в статус младшего партнера Анкары и дрейфом Туркменистана в орбиту турецкого влияния. Острота проблемы усугубляется рисками использования азербайджанского и туркменского меньшинств в Иране для дестабилизации ИРИ.
  • Давлением движения «Талибан» на хазарейскую общину Афганистана, рисками использования массива афганских беженцев, обосновавшихся в ИРИ, для дестабилизации страны, обострением приграничных и водных противоречий с афганскими властями, приведшими к вооруженным столкновениям на афгано-иранской границе в мае 2023 г.
  • Установлением в апреле 2022 г. в Пакистане политического режима, ориентирующегося, в первую очередь, на США.
  • Завершением в июле 2023 г. многолетнего процесса вступления Ирана в Шанхайскую организацию сотрудничества.
  • Нормализацией в марте 2023 г. отношений с Саудовской Аравией, позволившей снизить давление на ИРИ со стороны альянса аравийских монархий и перенаправить часть внешнеполитических ресурсов с Ближнего Востока на другие направления внешней политики
Подробнее ...