При поддержке Администрации
Томской области
+7 (3822) 901-000
В 2018 и 2019 год российский Forbes называл появившуюся в Томске франшизу ФШ «Юниор» одной из самых выгодных в России, поместив ее в топ-10 российских франшиз.


Шесть лет назад в Томске открылась первая частная футбольная школа «Юниор». Тогда на шесть тренеров было всего пять заявок на обучение детей, и никто не понимал, как сложатся их спортивные отношения. Единственное, что мог предложить «Юниор», — это «игру для удовольствия». И, как показало время, такая концепция оказалась востребованной не только в России, но и в других странах мира. В 2018 году российский Forbes назвал франшизу футбольных школ «Юниор» одной из самых выгодных в России, поместив ее в топ-10 российских франшиз до 1 млн рублей. За рубежом ее купили в 22 странах.

История превращения игры в доходный бизнес началась с давней детской обиды. Когда-то основатель «Юниора» Александр Семенцов ходил в футбольную секцию томского ДЮСШ. Все, что ему хотелось, — забивать крученые мячи в ворота и громко кричать «Гол!». Но, как и многие другие ребята в секции, выдающихся талантов мальчик не имел, а потому не пользовался расположением тренерского состава. Футбол пришлось бросить, а мечта играть осталась.

МЕЧТА БЕСПЕРСПЕКТИВНЫХ

«Многие мои друзья тоже бросали футбол. И не потому, что не любили его, — вспоминает Александр Семенцов. — Просто им не хотелось ходить в ДЮСШ, где тренеры были ориентированы на достижение высоких спортивных результатов, а потому работали только с теми, кто подает надежды. «Бесперспективные» — такие, каким был я, — им не были интересны».

Идея создать собственную футбольную школу, работающую совсем на других принципах, появилась в начале 2013 года. Спустя три недели ее удалось реализовать с точки зрения бизнеса в еще сырой, но уже подающий надежды проект. Основными игроками новой команды стали малыши 3–6 лет, а ключевым правилом клуба — учить футболу, который нравится детям. «Безусловно, победы важны в любом виде спорта, но в ­«Юниоре» медали, награды и выходы на пьедесталы никогда не ставились во главу угла, — рассказывает Александр. — Кроме этого, учитывая возраст «юниоровцев», тренировочный процесс должен в корне отличаться от работы с подростками. Все упражнения нужно проводить в игровой форме».

На торжественное открытие новой футбольной школы в 2013 году пришло не больше двух десятков человек, включая родителей и тренеров. Чтобы проект не закрылся, мамы и папы мальчишек стали добровольными маркетологами «Юниора», активно рекламируя его в социальных сетях и среди знакомых. Запуск первой школы обошелся компании в 200 тысяч рублей. Деньги пошли на закупку формы, профессиональных мячей, аренду зала и рекламу. Сэкономили разве что на зарплате: в течение двух месяцев ее не получал никто, включая основателя.

УНИКАЛЬНАЯ МЕТОДИКА

Правой рукой Александра Семенцова стал известный томский футболист Василий Янотовский, главной задачей которого первое время была разработка методики тренировок. «Изначально мы планировали, что на одного тренера должно приходиться не 30–40 ребят, как в обычных школах, а максимум восемь, — продолжает Александр Семенцов. — Это позволило бы обеспечить индивидуальный подход и уделять внимание каждому ребенку. В Томске наша школа была первой, которая принимала детей не с шести, а с трех лет. В этом были и преимущества, и сложности».

Главная задача тренеров заключалась в том, чтобы удержать внимание малышей и сделать так, чтобы они вернулись на следующее занятие. В России на тот момент, объясняет Семенцов, готовых методик по работе со столь юными футболистами не было, поэтому пришлось нанять переводчиков, для того чтобы перевести имеющиеся немецкие и испанские методички. Впрочем, этого было недостаточно, поэтому спустя два месяца после открытия школы Янотовскому пришлось отправиться за опытом в Хорватию и в Испанию.

Александр Семенцов до сих пор вспоминает, насколько было сложно начинать работать с малышами. «Родители и с одним-то четырехлеткой не всегда справиться могут, а перед нами их было пятнадцать! — рассказывает об одном эпизоде Александр. — Не знаю, заметили ли родители, но у нас была паника, а в глазах стоял ужас».

Критику, жесткое понукание и уж тем более крик как часть воспитательной работы в школе «Юниор» исключили сразу. Упор был сделан на мотивацию: за хорошо сделанные упражнения ребят поощряли всем чем только можно: добрым словом, баллами, наклейками и даже витаминками. «Опыт западных коллег помог найти нужный вектор, но их наработки были довольно сырыми, мы многое создавали с нуля, — объясняет предприниматель. — Каркас для нашей собственной методики разработали специалисты Университета физической культуры и спорта им. П. Ф. Лесгафта, в дальнейшем мы развивали ее вместе с нашими тренерами и привлеченными экспертами. Сейчас методика работы с детьми представляет собой более 1000 страниц текста и 200 часов обучающих видео — плод ошибок и достижений, полученный потом и кровью. Именно методика стала основой нашей франшизы: уникальный опыт можно было масштабировать. В России не существовало сетевых проектов футбольных школ. И нам ничто не мешало стать первыми».

ВОРОТА АЗИИ

В 2014 году в Новосибирске заработал первый филиал школы «Юниор», а спустя несколько месяцев футбольные отделения, открывающиеся в разных городах страны, представляли собой «крепкую» сеть. За полтора года работы школы ее чистая прибыль выросла в десять раз. Пришло время экспансии в города-миллионники, в том числе — двигаться на Москву.

Российская столица сразу оценила принципы сибирского футбола. Уже в первый месяц здесь было открыто два футбольных отделения. Однако экспансия в Москву обнаружила одну проблему: ездить по городам России и открывать стартапы — занятие не из дешевых. Тогда Александру Семенцову пришла идея разработать франчайзинговое предложение и собрать команду спе­циалистов для работы с франчайзи. Спустя год после продажи первой франшизы компания запускала по 30 школ в месяц. А в декабре 2015 года число футбольных школ «Юниор» превысило отметку в 100 филиалов, часть которых открылась за пределами России.

Первыми интерес к дошкольному футболу «в удовольствие» проявили Казахстан и Индонезия. Если с Казахстаном все прошло гладко, то выход на индонезийское футбольное поле занял два года. «Индонезия оказалась рынком, очень сложным с точки зрения административных барьеров, — продолжает Александр. — На получение образовательной лицензии ушло почти полгода, а в общей сложности все документы занимали более 100 страниц. Чтобы продавать франшизы, нужно было внести депозит в размере $80 000. Кроме этого, требовалось перевести все тренировочные методики и прочие материалы на английский язык, а сайт — на два языка (английский и индонезийский). Однако наши усилия принесли свои плоды — первая тренировка в Индонезии прошла успешно. При этом мы получили колоссальный опыт заключения международного договора, и теперь этот процесс проходит намного быстрее».

Попутно выяснилось, что футбольная методичка, разработанная в компании, интернациональна: она хорошо подходит для разных рынков, по крайней мере, ее еще ни разу не пришлось адаптировать под менталитет иностранных партнеров. Как утверждает Семенцов, все дети мира хотят одного — играть в свое удовольствие, победы и пьедесталы для них вторичны. «Что касается запросов, то в России родители более амби­циозны, — продолжает Александр. — Это связано с тем, что футбол у нас очень популярен. На азиатском рынке, в отличие от российского, родители не ждут от своих детей достижений и побед».

Впрочем, по словам гендиректора «Юниора», с азиатским направлением до сих пор работать непросто. Три года назад он рассматривал в качестве перспективных стран для экспорта Индию. Тогда представители «Юниора» вместе с Томской торгово-промышленной палатой съездили в бизнес-миссию, организованную в Нью-Дели, и познакомились с индийскими партнерами, которые были готовы продвигать в своей стране уникальную футбольную методику. Но эффект от бизнеса в Индии пока невысок. Сейчас там работают всего две школы «Юниора». Причем, по словам Семенцова, в этом заслуга прежде всего командированного сотрудника компании, а не индийской стороны.

РАСШИРЕНИЕ СОЗНАНИЯ

Три года назад Семенцов решил выйти за границы футбольного поля, чтобы привлечь в свою целевую аудиторию не только мальчишек, но и девчонок. Именно для них запустили новый проект — «Русский балет». После этого направления бизнеса росли как грибы. Сегодня в сети компании 465 футбольных школ, 44 школы «Спартак ­Юниор» (совместный проект с московским «Спартаком» для детей более старшего возраста), 117 балетных школ, столько же — эмоционального интеллекта, 56 — плавания, 50 — программирования, 10 языковых и 7 школ единоборств. А за лето 2019 года Семенцов планирует запустить еще несколько проектов: школу шахмат, математики, подготовки к ЕГЭ и актерского мастерства.

«Все офлайновые образовательные проекты с точки зрения бизнес-модели аналогичны: есть преподаватели, группа учеников, помещение, где они занимаются, руководитель и система CRM, которая легко адаптируется под любой ­проект, — ­объясняет Александр. — Например, чтобы применить ее для балетной школы, нам оставалось только поменять слово «тренер» на ­«хореограф».

Система управления масштабной сетью школ, расположенных в разных регионах и странах, также является ноу-хау «Юниора». По мнению Семенцова, найденное решение оказало большое влияние на быстрое развитие компании.

ИТ-платформа представляет собой много­уровневую систему контроля как со стороны родителей и директора каждой школы, так и франчайзера. «С помощью нашей системы мы анализи­руем все показатели каждого нашего партнера. Например, видим, что у одних после первого занятия остается 90 % детей, а у других — 50 %. В таких случаях мы можем сразу повлиять на ситуацию. У партнеров бывают и удачные решения, которые мы затем масштабируем на всю сеть, — рассказывает Александр Семенцов. — Кроме этого, в системе родители выставляют оценки. Если показатели падают, снижается посещаемость, уходят ученики, тренер автоматически проходит дополнительную проверку и обучение. На базе системы мы проводим тестирование и организуем вебинары. Без такой платформы масштабировать образовательный бизнес было бы невозможно».

ХОД КОНЕМ

Сегодня российская сеть работает в таких странах, как Абхазия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Бруней, Египет, Индия, Индонезия, Испания, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Малайзия, Молдавия, Нигерия, Сингапур, США, Украина, Узбекистан, Чехия. Совсем недавно к этому списку добавились Таиланд и Вьетнам. Но прежде всего компания ­ориентирована на азиатское направление и страны СНГ.

Александр Семенцов  участвует в бизнес-миссии томских МСП во Вьетнам

Всего по франшизе из Томска работает 445 школ, в которых две тысячи тренеров занимаются с 47 тысячами малышей. На экспорт приходится 20 % от всех франшиз, но эту долю Семенцов рассчитывает увеличить. Новые точки роста компания связывает с европейским рынком, работа на котором требует особого подхода. В отличие от стран Азии, которые сложно назвать спортивными державами, в Европе уровень информированности о футболе очень высок. Главное — перевести на языки стран ЕС все, что связано с работой компании.

«Лето 2019-го для нашей компании должно стать новым этапом в развитии бизнеса, — сообщает глава «Юниора». — Мы намерены серьезно усилить международную экспансию и выйти на новые рынки. Большие надежды в экспорте возлагаются и на такие проекты, как балет, математика, шахматы и другие. Если мы научили детей мира играть в футбол, то почему бы не заинтересовать их русским балетом?»

https://www.exportcenter.ru/company/success_stories/igra-na-povyshenie/